Проблемы обеспечения Безопасной работы сепараторов

Со времен изобретения в 1877 г. первого сепаратора шведским ученым Густавом Лавалем основным требованием к ним остается безопасность работы. Это требование нашло отражение в ГОСТ 24885-91. Данный стандарт полностью соответствует техническому регламенту Таможенного союза, и в нем прописаны все ключевые моменты, связанные с обеспечением безопасности работы сепараторов, начиная с проектирования и эксплуатации и до их утилизации. В 90-е годы государство в лице имевшихся институтов ВНИЭКИ «Продмаш» (в последующем НПО «Мир») перестало предметно заниматься вопросами сепараторостроения. Все решения легли на плечи двух специализированных сепараторных заводов, одним из которых является Махачкалинский машиностроительный завод сепараторов.

 

Основанный в 1957 году завод разработал и освоил серийное производство сорока видов сепараторов, которые эксплуатируются во многих отраслях в России, отгружены в 20 стран мира.

Для обеспечения качества и безопасности эксплуатации сепараторов завод располагает мощными конструкторскими и технологическими службами, а также современным испытательным центром, аккредитованным Госстандартом РФ на право сертификации сепараторов, необходимым стендовым оборудованием и аттестованными лабораториями ЦИЛ и ЦЗЛ. В настоящее время в стране объем производства сепараторов резко упал, а сепараторы, выпущенные еще в советское время, отработали свой ресурс и подлежат замене, так как металл, из которого изготовлен их барабан, «устал» и потерял свои прочностные характеристики. Вообще металл в барабане работает в самых жестких режимах, где временное сопротивление металла использовано конструкторами без остатка, естественно, с учетом соблюдения коэффициента запаса прочности не менее двух согласно ГОСТ 24885-91.

 

Все это со временем приводит к образованию межкристаллитной коррозии в структуре металла и ослаблению ее прочностных характеристик, что уменьшает требуемую безопасность работы сепараторов. К сожалению, были зафиксированы случаи разрыва основных деталей барабана, повлекшие тяжелые увечья людей. Такое произошло на молокозаводах в Саратовской области и на Западной Украине. Махачкалинский завод в 1991 году своим приказом запретил капитальный ремонт барабанов, произведенных после 1980 года. Однако такие барабаны используются до сих пор на многих молокозаводах. Ремонтируются они, как правило, разнообразными малыми предприятиями путем снятия стружки с барабана, из-за чего уменьшается их запас прочности. Такие барабаны работают только за счет коэффициента запаса прочности, который был заложен в них конструктором на заводе-изготовителе. После бесконечных ремонтов барабан теряет свой запас прочности, что и приводит к необратимым последствиям.

 

Эксплуатация таких сепараторов является преступной халатностью. Поскольку проблема крайне серьезная, и от ее решения зависит в том числе и дальнейшее развитие сепараторостроения в стране, считаем, что Росстандарту РФ необходимо ужесточить требования к выполнению ГОСТ 24885-91 на всех предприятиях, производящих ремонт и изготовление новых сепараторов. Насколько этот вопрос непростой, можно понять из практики работы завода при проектировании сепаратора-сливкоотделителя ОСЦП-15 производительностью 15 тонн/час, который в марте 2016 года демонстрировался на международной мясомолочной выставке в Москве. На начальной стадии, исходя из заданной производительности и параметров конечного продукта, конструкторы определили структуру барабана и его диаметр.

 

Для этого был выполнен расчет необходимого количества тарелчатых вставок и частоты вращения барабана. Затем, исходя из диаметра барабана, был произведен, согласно ГОСТ, прочностной расчет его основных деталей. Надо отметить, что заданные конструкторами требования являются обязательными для всех производителей данного сепаратора. Заложенные требования предусматривают сложную технологию по их обеспечению. Она включает специально разработанную термообработку деталей барабана с последующей их ультразвуковой дефектоскопией на предмет диагностики микроструктуры, для того чтобы удостовериться в отсутствии в них карбидной сетки, отрицательно влияющей на безопасность работы.

 

Здесь определяется ударная вязкость металла, его временное сопротивление, связанное с относительным удлинением и сужением, что заносится в паспорт барабана. Только после выполнения описанных выше операций с деталями принимается решение об изготовлении барабана. Далее испытанный в лаборатории образец отгружается потребителю, а завод гарантирует его безопасную эксплуатацию.

 

Гаджиев М. И., главный инженер Махачкалинского машиностроительного завода сепараторов, заслуженный машиностроитель Российской Федерации

ФИлиал ОАО «нпц конверсии» в г. махачкала Махачкалинский машиностроительный

завод сепараторов "ММЗС"

 

367014, Республика Дагестан, г.Махачкала, ул.Сепараторная, д.1.

нАШИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА:

 

ЧТУП "Компания 7"

220086,Республика Беларусь, г.Минск, ул.Калиновского 68А, оф.33.

ТЕЛ:    +375-33-681-07-07

Факс: +375-17-397-75-77

© 1957–2016 ММЗС завод сепараторов

Яндекс.Метрика

Разработка сайтов

Akhmed.su